Феминистская криминальная комедия, история об одном из самых громких терактов в СССР и светлая драма о враче скорой
Безусловно, главным событием в российском кинематографе в этом году стал выход нового фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь». После этого все фильмы (в том числе «Аритмия», которая стала победителем прошедшего «Кинотавра») сравнивают именно с ним. Но если отбросить подчас притянутые аналогии, то в этом году выйдет еще несколько фильмов, которые тоже должен посмотреть каждый.
«Блокбастер»
C 13 июля
Награды: специальный диплом жюри «Кинотавра»
Фильм, который теперь войдет в историю российского кино как «А, этот, где Волобуев имя с титров снял», определенно удался. Отличный комедийный дуэт Светланы Устиновой (в роли телеведущей) и Анны Чиповской (в роли обаятельной провинциалки из Электроуглей) ничем не уступает аналогичному тандему из «Кококо», да и криминальная история в духе «Тельмы и Луизы», безусловно, хороша. «Блокбастер» едва ли оправдает свое название в прокате, но пожалеть о потраченном времени тоже не заставит.
По сюжету замученная телеведущая Лиза (Устинова) становится свидетелем ограбления пункта микрозаймов. Грабительница Наташа похищает и ее — вместо вялотекущего «стокгольмского синдрома» начинается полное приключений роуд-муви. Девушек преследуют коллектор, полиция в лице следователя в исполнении Цыганова и журналисты Lifenews.
Читайте также: Почему Роман Волобуев снял свое имя с титров фильма «Блокбастер»
«Заложники»
C 21 сентября
Награды: премия за режиссуру (Резо Гигинеишвили), премия за операторскую работу (Владислав Опельянц) — «Кинотавр-2017»
Прежде известный как режиссер романтических комедий Резо Гигинеишвили выступил в новом амплуа — снял масштабное полотно о теракте в Грузии 1983 года. Это мощное высказывание о современном российском изоляционизме, о возвращении советского уклада, но снятое без явно озвученной позиции. Гигинеишвили предлагает зрителю самому вынести вердикт группе грузинской золотой молодежи, которая то ли в революционном порыве, то ли от безысходности (а может, и от жажды славы) совершила попытку угона самолета. «Заложники» стал единственным фильмом, представленным на Берлинале от России, и готовился он более семи лет — вся кропотливая работа с документа, что называется, на экране.
Читайте также: Почему фильм «Заложники» должен посмотреть каждый
«Аритмия»
C 5 октября
Награды: Гран-при, приз за лучшую мужскую роль (Александр Яценко) — «Кинотавр-2017»
Обладателем Гран-при «Кинотавра» становится кино одновременно зрительское и в духе времени. И сейчас нам как никогда не хватает светлых историй про людей, которые остаются людьми даже в самых тяжелых ситуациях. Таких, например, вывели на первый план в «Нелюбви» — в линии с волонтерами, вдохновленной работой поискового отряда «Лиза Алерт».
«Аритмия» невольно напрашивается на сравнения с «Нелюбовью»: здесь вам и пара на грани развода (правда, бездетная), и полная потеря коммуникации между героями. Однако режиссер Борис Хлебников воспевает не волонтеров, а врачей скорой помощи. Главный герой Олег (Александр Яценко) сражается с бюрократией, борется за каждого пациента, а дома топит себя в пьянстве, что приводит его брак к краху. Картина крайне лирична и всячески избегает социального пафоса, что подкупило как первых зрителей, так и жюри.
Читайте также: Итоги «Кинотавра-2017». Долгая счастливая жизнь
«Теснота»
С 3 августа
Награды: приз ФИПРЕССИ (программа «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля), «Лучший дебют» (Кантемир Балагов), приз Гильдии кинокритиков и киноведов — «Кинотавр-2017»
Дебют Кантемира Балагова (ученика Александра Сокурова) поразил всех в Каннах, но на «Кинотавре» был все же понят не до конца — достаточно хотя бы взглянуть на результаты опросов «Кинопоиска» (7,1/10, пятое место в общем рейтинге). Вместе с тем кино Балагова поражает не только уровнем исполнения, но и острым месседжем. Едва ли кто-то из российских режиссеров (и уж тем более дебютантов) так высказывался на предмет ксенофобии. Действие фильма происходит в конце 90-х в Нальчике. Еврейскую семью постигает трагедия: неизвестные похищают их сына и требуют выкуп. Кризисная ситуация обнажает разом все проблемы: согласия нет ни в семье, ни в общине, ни в головах героев.
«Жги»
С 16 ноября
Награды: приз за лучшую женскую роль (Инга Оболдина) — «Кинотавр-2017»
Полнометражный дебют актера Кирилла Плетнева был тепло принят зрителями, но попал под раздачу старшего поколения кинокритиков. История о надзирательнице женской колонии, которая попала на московское шоу талантов и покорила всех своим голосом, столкнулась с неожиданным обвинением: «Жги» якобы ставит жертв и палачей в один ряд. Видимо, в такой странной форме до Сочи докатилось эхо митингов на Тверской. Если же не искать в «Жги» каких-либо политических подтекстов, то перед нами эталонное зрительское кино, снятое по всем заветам голливудского мейнстрима. Приличное количество медиаперсон (хотя их меньше, чем в «Мифах» Молочникова), вдохновляющая история и две прекрасные актерские работы (Инги Оболдиной и Виктории Исаковой) — все слагаемые кассового успеха на месте.