Что нужно знать о «Смерти Сталина», чтобы не оскорбляться понапрасну

Кажется, нам опять отказали в праве оскорбиться самостоятельно

 

Вчера, 23 января, Министерство культуры России отозвало прокатное удостоверение у черной комедии «Смерть Сталина» известного британского режиссера и сатирика Армандо Иануччи. Картина должна была выйти в российский прокат 25 января, но после общественного просмотра при участии отечественных деятелей кино, депутатов Госдумы, представителей Российского исторического общества и членов Общественного совета при Минкульте было объявлено об отзыве ленты. Buro 24/7 рассказывает, что не так с претензиями к фильму и почему его все-таки стоит посмотреть.

Сюжет «Смерти Сталина»

Фильм снят по одноименному французскому графическому роману Фабьена Нури и Тьерри Робина, рассказывающему о борьбе за власть приближенных Сталина после его смерти. Действие фильма начинается незадолго до смерти генсека, когда он еще бодр и заставляет Георгия Маленкова, Никиту Хрущева, Вячеслава Молотова, Леврентия Берию и Анастаса Микояна вместе пить и смотреть фильмы. Позже Сталину становится плохо, и все эти же его приближенные съезжаются к нему в резиденцию, чтобы решить, что делать. Все хорошие врачи сидят в тюрьме из-за знаменитого «дела врачей», спровоцированного паранойей Сталина, и некого позвать к нему на помощь. Когда генсек наконец умирает, начинаются интриги и гонка за власть. Однако первой сложностью становится организация похорон почившего главы государства, ведь его приближенные все еще боятся сделать что-то, что могло бы не понравиться Сталину, так, словно он еще может ожить.

Режиссер

Фильм гораздо проще воспринимать адекватно его задумке, если знать, кто такой его режиссер Армандо Ианнуччи, и изучить его предыдущие работы. Так вот, Ианнуччи — выпускник Оксфорда, популярный у себя на родине британский сатирик, сценарист и режиссер. В англоязычной прессе его периодически называют наследником легендарной британской комик-группы «Монти Пайтон» и королем сатиры. Иануччи высмеивает политику и политиков еще с начала 1990-х, он начинал на радио Би-би-си с пародийных выпусков новостей «К этому часу», а потом перешел с ними в телеформат, создав передачу «Сегодняшний день». С тех пор Ианнуччи постоянно работает над различными сатирическими шоу о политике. Обычно он реагирует на британскую и американскую повестки и, очевидно, не придает большого значения тому, правительство какой страны он критикует. Его самые известные работы — сериал-мокьюментари «Гуща событий», высмеивающий чиновников современного британского правительства (щоу особенно отмечали за то, что некоторые его сюжетные линии отражали или даже предсказывали некоторые реальные политические события и скандалы), снятый на основе этого сериала фильм «В петле» и сатирический сериал «Премьер-министр» об американской политике, сделанный по заказу HBO.

Сатира Ианнуччи направлена на политиков, а не на страны, и он сам довольно часто говорит об этом в интервью. Приписывать режиссеру желание оскорбить советский народ или Россию можно, только не понимая логику его творчества. Когда зампред Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко утверждает, что «Смерть Сталина» — «попытка убедить нас, что и страна у нас ужасная, и народ у нас идиот, и правители наши дураки», то она немного права лишь в последнем пункте. Во-первых, наша страна — это Россия, а не Советский Союз, во-вторых, советского народа в фильме довольно мало и его показывают скорее запуганным и придавленным режимом (Ианнуччи и сам говорит, что испытывает скорее сочувствие к простым людям того времени), и, в-третьих, Ианнуччи показывает, что власть имущие на самом деле такие же люди, как все, и не стоит ставить их на пьедестал и устраивать культ личности, и это нормально. Та претензия, которую хочется предъявить Ианнуччи за «Смерть Сталина», — его сатира на британскую и американскую политику часто более изобретательна чем то, что мы видим в фильме.

Жанр

«Смерть Сталина» — это черная комедия с политической сатирой. Если быть точнее, мрачный киноанекдот. Никто не ждет от анекдота вроде «Ленин, Троцкий и Крупская заходят в бар» стопроцентной исторической достоверности. При этом в канве фильма Ианнуччи заложены факты, к сбору которых он приложил много усилий. Например, сын Сталина Василий действительно пытался скрыть от отца, что вверенная ему хоккейная команда разбилась в авиакатастрофе. Для сатиры нормально изображать персонажей гротескными и переиначивать факты для достижения юмористического эффекта. Британские комики делают это регулярно, вспомнить только тех же «Монти Пайтонов» с их «Летающим цирком» и последующими фильмами или сериал «Черная гадюка» с Роуэном Аткинсоном. Эти шоу — классика британского юмора, и в них регулярно переиначиваются исторические факты и высмеиваются исторические персонажи. Вероятно, британцы так лего относятся к высмеиванию своей истории и искажению фактов, потому что и так хорошо знают свою историю, а кроме того, обладают самоиронией и не считают себя обязанными слепо преклоняться перед своими правителями или любыми другими важными фигурами истории.

Возвращаясь к теме сатиры, можно задуматься, когда мы последний раз видели какую-то яркую сатиру в адрес действующего правительства России или ее бывших правителей по телевизору или в кино. Кажется, это было в конце 2000-х, когда на НТВ выходили завершающие сезоны программы «Куклы». Тем временем в Британии и США сатира всегда была неотъемлемой частью политического дискурса, и политикам приходится с этим мириться, а у некоторых еще и все в порядке с самоиронией и они готовы посмеяться над собой. Тут можно вспомнить Маргарет Тэтчер, обожавшую сатирический сериал «Да, господин министр», который выходил в 1980-е в то же время, когда она была премьер-министром Великобритании. В России и кроме шоу «Куклы» существовала традиция высмеивания власти, стоит только вспомнить дореволюционные сатирические журналы, но сегодня она жива, пожалуй, только в мемах.

Почему нам нужна политическая сатира

Исследователи политической сатиры отмечают, что, какой бы агрессивной она порой ни казалась, посыл ее критики в адрес политиков всегда оптимистичен — мы (народ) заслуживаем лучшего. Политическая сатира напоминает, что мы имеем право требовать от наших правителей лучшей работы, чем они делают сейчас. Другая важная функция политической сатиры — привлекать молодую аудиторию к обсуждению текущей повестки, потому что юмористическая программа предпочтительнее занудного выпуска новостей. Кроме того, как известно, смех — хороший способ справиться со страхом, вспомнить только сцену из книги и фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» с приведением-боггартом, которое превращается в то, чего боится стоящий перед ним человек, и побеждается с помощью смеха. История — это множество тяжелых и травмирующих событий, и юмор помогает снять связанное с ними психологическое напряжение.

Что еще стоит знать о «Смерти Сталина»

Возможно, главная удача Ианнуччи — ему удалось собрать удивительно гармоничный и талантливый актерский ансамбль: Стив Бушеми в роли Никиты Хрущева, Майкл Пейлин играет Вячеслава Молотова, Ольга Куриленко — пианистку Марию Юдину, Саймон Рассел Бил — Лаврентия Берию, Джеффри Тэмбор — Георгия Маленкова, Пол Уайтхаус — Анастаса Микояна.

Слова министра культуры Владимира Мединского, что он заботится, чтобы фильм «Смерть Сталина» не оскорблял народ, звучат из его уст несколько лукаво, потому что на деле Мединский, как правило, заметно больше печется о репутации правителей страны, чем о ее жителях: по его инициативе в центре Москвы появилась аллея бюстов всех правителей в истории России, хотя это могла бы быть аллея известных ученых, деятелей культуры или простых людей важных профессий — врачей, учителей, пожарных и так далее. Обидным в этой ситуации должно быть то, что, собственно, самому народу не дали возможности высказаться и самостоятельно решить, стоит новая работа Ианнуччи внимания или нет и оскорбляет ли она кого-нибудь. В фильме, когда Сталин лежит при смерти, съехавшаяся к нему властная верхушка долго не может решить, что же предпринять, потому что каждый из них боится, что Сталин может прийти в себя, посчитать их решения неудачными и отправить всех на расстрел. После смерти Сталина эти же люди точно так же затрудняются принимать решения, делая все с оглядкой на Сталина, словно он вот-вот оживет. Забавно, что российские деятели культуры, попросившие снять «Смерть Сталина» с проката, кажется, размышляют точно в рамках логики персонажей Ианнуччи. Другим логичным объяснением их критики в адрес фильма могло быть разве что то, что они его в действительности даже не смотрели.

Марина Аглиуллина

24.01.18, 13:36

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: kinopoisk.ru