Шпионы повсюду: почему секретные агенты так популярны в кино

И как шпионские фильмы эволюционировали со временем

 

31 августа Netflix выпускает сериал «Джек Райан» по мотивам шпионских романов Тома Клэнси, но у этого текста запросто мог быть и любой другой инфоповод — фильмы об удалых соглядатаях выходят едва ли не каждый месяц. Тайные агенты оккупировали все жанры в кино и на телевидении: от боевиков и политических триллеров до реалистичных драм, комедий и пародий. Пожалуй, больше экранного времени достается лишь комиксным супергероям. Buro 24/7 прослеживает историю данного явления и рассказывает, почему шпионская тематика не теряет своей актуальности.

 

 

Крутые агенты против скучных ботанов

 

 

Увлечение шпионскими штучками стало активно пробуждаться у зрителей еще в 1930-е годы — во многом благодаря Альфреду Хичкоку. Великий режиссер быстро распознал волнительный кинематографический потенциал международных интриг, самозванства и убийств, без которых не обходились его фильмы того периода («Секретный агент», «Человек, который слишком много знал», «Леди исчезает»). После Второй мировой войны распространение получили картины о бравой деятельности лазутчиков, особенно популярные в СССР (от «Подвига разведчика» до «Семнадцати мгновений весны»).

 

 

Небывалый бум шпиономании пришелся на времена холодной войны, когда США и Советский Союз боролись с соблазном жмакнуть на большую красную кнопку и погрузить мир в ядерный апокалипсис. Сложилась не самая здоровая обстановка, и общество по понятным причинам слегка нервничало. Взаимная слежка, тайные операции, пропаганда, четкое деление на «своих» и «чужих» разжигали паранойю, ставшую идеальной средой для созревания шпионского кино.

 

«Человек, который слишком много знал»
«Человек, который слишком много знал»
«Секретный агент»
«Секретный агент»

 

Фильмы про скрытных государственных работников пошли по двум путям: идеализированные развлекательные приключения а-ля «Джеймс Бонд» и неприукрашенный быт, как в романах Джона ле Карре. Писатель опирался на собственный опыт в британской разведке, поэтому знал, о чем говорил: реальная деятельность агентов монотонна, одинока и дотошна. Достаточно посмотреть «Шпион, выйди вон!», чтобы испытать глубокое уважение к их труду, а заодно и глубокий сон. Так или иначе экранизации ле Карре давали пищу для размышлений над сложными геополитическими нюансами. Например, «Шпион, пришедший с холода» показывал правительства с обеих сторон бесчестными и аморальными.

 

 

Куда милее зрительским сердцам оказались нехитрые блокбастеры, где спецагенты сродни супергероям — умны, умелы, хороши собой, сильны и не ведают невыполнимых миссий. В конце концов, для спокойствия нации всегда приятнее думать, что на правительство работают всемогущие и сверхкомпетентные люди, а не клоуны и идиоты, как у Стэнли Кубрика в «Докторе Стрейнджлаве» — да и в принципе в жизни. Подобные сказки о спасении мира также завораживают своей красивостью: их персонажи одеты с иголочки, колесят на спортивных автомобилях, балуются изощренными гаджетами, хлещут мартини, соблазняют роскошных женщин и путешествуют по живописным и экзотическим местам. Недаром «Джеймс Бонд» — один из самых всенародно любимых франчайзов в истории.

 

 

К слову, новый «Джек Райан» старается взять лучшее из двух миров. Главный герой — обычный аналитик ЦРУ, привыкший ворошить бумажки. Однако нелегкая его постоянно заносит в полевые условия, где его сопровождают и перестрелки, и высокотехнологичные примочки, и взрывы, и тому подобные радости жизни.

 

«Джек Райан»

 

Современные угрозы

 

 

Залог актуальности шпионских фильмов в том, что они держат руку на пульсе общественных страхов и эксплуатируют их. Холодная война закончилась, теперь всех тревожит угроза терроризма (как правило, с Ближнего Востока) и глобальная слежка, нарушающая личные свободы. В сюжете «007: Спектр» как раз фигурировала программа тотального наблюдения за гражданами, призванная отправить Бонда на пенсию, однако старый добрый агент оказался надежнее новых технологий и остановил террористический заговор. В сериале «Подозреваемый» машина с искусственным интеллектом следила за всем миром и помогала предотвращать преступления — видимо, так авторы пытались примирить зрителей с мыслью, что практика надсмотра способна приносить благо.

 

«007: Спектр»

 

Современные развлекательные фильмы о тайных государственных сотрудниках в целом тяготеют к большему реализму. Эту тенденцию вдохновил успех приземленной серии картин о Джейсоне Борне. С концом холодной войны грань между врагами и союзниками размылась, поэтому Борну часто приходится противостоять произволу в родном ЦРУ. В более сдержанной манере по сравнению с прошлыми реинкарнациями действует и Бонд Дэниэла Крэйга.

 

 

В результате режиссер Мэттью Вон пригорюнился, что жанр стал слишком серьезным и в знак протеста снял дилогию «Kingsman» о том, как классические шпионские ценности превращают шпану в настоящего джентльмена. Эти хулиганские боевики буквально сочатся ностальгией по славным временам, когда фильмы о секретных агентах не стеснялись быть веселыми, глупыми и безумными. Впрочем, в рамках чистых комедий они до сих пор не особо стесняются («Шпион» с Мелиссой Маккарти удачнее прочих высмеивает накопившиеся клише).

 

«Kingsman»

 

Дорогу дамам

 

 

Если раньше актрисам часто приходилось довольствоваться статусом бондовского трофея, то сейчас женские персонажи все чаще выходят на первый план, что в общем-то наблюдается во всех жанрах. Во «Взрывной блондинке» Шарлиз Терон разведывает, соблазняет и наносит увечья ничуть не хуже условного Итана Ханта. Одно время даже ходили слухи, что новым Бондом может стать женщина. С неменьшим успехом барышни показывают себя и в более реалистичных произведениях вроде исторической драмы «Союзники» с Марион Котийяр или сериала «Родина», где Клэр Дэйнс играет смышленую сотрудницу ЦРУ. Учитывая способность шпионских фильмов шагать в ногу со временем и подхватывать тренды, сложно представить, что должно произойти, чтобы их популярность пошла на спад.

 

«Взрывная блондинка»

Николай Долгин

31.08.18, 15:30