И как шпионские фильмы эволюционировали со временем
31 августа Netflix выпускает сериал «Джек Райан» по мотивам шпионских романов Тома Клэнси, но у этого текста запросто мог быть и любой другой инфоповод — фильмы об удалых соглядатаях выходят едва ли не каждый месяц. Тайные агенты оккупировали все жанры в кино и на телевидении: от боевиков и политических триллеров до реалистичных драм, комедий и пародий. Пожалуй, больше экранного времени достается лишь комиксным супергероям. Buro 24/7 прослеживает историю данного явления и рассказывает, почему шпионская тематика не теряет своей актуальности.
Увлечение шпионскими штучками стало активно пробуждаться у зрителей еще в 1930-е годы — во многом благодаря Альфреду Хичкоку. Великий режиссер быстро распознал волнительный кинематографический потенциал международных интриг, самозванства и убийств, без которых не обходились его фильмы того периода («Секретный агент», «Человек, который слишком много знал», «Леди исчезает»). После Второй мировой войны распространение получили картины о бравой деятельности лазутчиков, особенно популярные в СССР (от «Подвига разведчика» до «Семнадцати мгновений весны»).
Небывалый бум шпиономании пришелся на времена холодной войны, когда США и Советский Союз боролись с соблазном жмакнуть на большую красную кнопку и погрузить мир в ядерный апокалипсис. Сложилась не самая здоровая обстановка, и общество по понятным причинам слегка нервничало. Взаимная слежка, тайные операции, пропаганда, четкое деление на «своих» и «чужих» разжигали паранойю, ставшую идеальной средой для созревания шпионского кино.
Фильмы про скрытных государственных работников пошли по двум путям: идеализированные развлекательные приключения а-ля «Джеймс Бонд» и неприукрашенный быт, как в романах Джона ле Карре. Писатель опирался на собственный опыт в британской разведке, поэтому знал, о чем говорил: реальная деятельность агентов монотонна, одинока и дотошна. Достаточно посмотреть «Шпион, выйди вон!», чтобы испытать глубокое уважение к их труду, а заодно и глубокий сон. Так или иначе экранизации ле Карре давали пищу для размышлений над сложными геополитическими нюансами. Например, «Шпион, пришедший с холода» показывал правительства с обеих сторон бесчестными и аморальными.
Куда милее зрительским сердцам оказались нехитрые блокбастеры, где спецагенты сродни супергероям — умны, умелы, хороши собой, сильны и не ведают невыполнимых миссий. В конце концов, для спокойствия нации всегда приятнее думать, что на правительство работают всемогущие и сверхкомпетентные люди, а не клоуны и идиоты, как у Стэнли Кубрика в «Докторе Стрейнджлаве» — да и в принципе в жизни. Подобные сказки о спасении мира также завораживают своей красивостью: их персонажи одеты с иголочки, колесят на спортивных автомобилях, балуются изощренными гаджетами, хлещут мартини, соблазняют роскошных женщин и путешествуют по живописным и экзотическим местам. Недаром «Джеймс Бонд» — один из самых всенародно любимых франчайзов в истории.
К слову, новый «Джек Райан» старается взять лучшее из двух миров. Главный герой — обычный аналитик ЦРУ, привыкший ворошить бумажки. Однако нелегкая его постоянно заносит в полевые условия, где его сопровождают и перестрелки, и высокотехнологичные примочки, и взрывы, и тому подобные радости жизни.
Залог актуальности шпионских фильмов в том, что они держат руку на пульсе общественных страхов и эксплуатируют их. Холодная война закончилась, теперь всех тревожит угроза терроризма (как правило, с Ближнего Востока) и глобальная слежка, нарушающая личные свободы. В сюжете «007: Спектр» как раз фигурировала программа тотального наблюдения за гражданами, призванная отправить Бонда на пенсию, однако старый добрый агент оказался надежнее новых технологий и остановил террористический заговор. В сериале «Подозреваемый» машина с искусственным интеллектом следила за всем миром и помогала предотвращать преступления — видимо, так авторы пытались примирить зрителей с мыслью, что практика надсмотра способна приносить благо.
Современные развлекательные фильмы о тайных государственных сотрудниках в целом тяготеют к большему реализму. Эту тенденцию вдохновил успех приземленной серии картин о Джейсоне Борне. С концом холодной войны грань между врагами и союзниками размылась, поэтому Борну часто приходится противостоять произволу в родном ЦРУ. В более сдержанной манере по сравнению с прошлыми реинкарнациями действует и Бонд Дэниэла Крэйга.
В результате режиссер Мэттью Вон пригорюнился, что жанр стал слишком серьезным и в знак протеста снял дилогию «Kingsman» о том, как классические шпионские ценности превращают шпану в настоящего джентльмена. Эти хулиганские боевики буквально сочатся ностальгией по славным временам, когда фильмы о секретных агентах не стеснялись быть веселыми, глупыми и безумными. Впрочем, в рамках чистых комедий они до сих пор не особо стесняются («Шпион» с Мелиссой Маккарти удачнее прочих высмеивает накопившиеся клише).
Если раньше актрисам часто приходилось довольствоваться статусом бондовского трофея, то сейчас женские персонажи все чаще выходят на первый план, что в общем-то наблюдается во всех жанрах. Во «Взрывной блондинке» Шарлиз Терон разведывает, соблазняет и наносит увечья ничуть не хуже условного Итана Ханта. Одно время даже ходили слухи, что новым Бондом может стать женщина. С неменьшим успехом барышни показывают себя и в более реалистичных произведениях вроде исторической драмы «Союзники» с Марион Котийяр или сериала «Родина», где Клэр Дэйнс играет смышленую сотрудницу ЦРУ. Учитывая способность шпионских фильмов шагать в ногу со временем и подхватывать тренды, сложно представить, что должно произойти, чтобы их популярность пошла на спад.
Другие истории
Подборка Buro 24/7