Комментируя коллекции Мэри Катранзу, некоторые скептики предрекали — и продолжают предрекать — ее скорую творческую смерть. Дескать, куда двигаться дизайнеру, который построил всю концепцию своего бренда исключительно на принтах? Да и принты эти, по сути, переходят из сезона в сезон: да, они всегда разные, но определяют их все те же свойства — графичность, объемность, перспектива.
Новая коллекция греческого дизайнера "закрывает рты", если использовать выражение ее родного языка, самым заядлым критикам. И дает ответ на вопрос, есть ли пути для развития и совершенствования у дизайнера, скажем так, узкой специализации. Очевидно, например, что в коллекции форме уже не отводилась второстепенная роль "фона" для принтов, как часто происходило в прошлом. Скорее в данном случае она становилась продолжением — или началом? — для развития принта.
В большинстве моделей чувствовалось явное дыхание Дальнего Востока. У японцев Катранзу позаимствовала не только традиционные формы одежды, но и подход к ее конструированию — в данном случае речь уже о современных японских дизайнерах. Применив отчасти их любимых принцип деконструкции, Катранзу создала удивительные силуэты, где-то напоминающие кимоно, где-то — самурайские плащи. Асимметричные линии, футуристические покатые широкие рукава, элементы из сложенной ткани в духи японского искусства оригами, прикрывающие декольте, — поразительное разнообразие идей. А что сказать о струящихся "листах" материала, как бы наложенных друг на друга, перевоплотившихся в нежное романтичное платье? А еще в скульптурных моделях коллекции как никогда сильно чувствовалась "архитекторская" хватка — если абстрагироваться, то многие платья и ансамбли, из-за четкой структурированности, можно было бы сравнить с контурами архитектурного объекта. Недаром Катранзу все-таки получила бакалавра в архитектуре.
Вместо своих фирменных принтов, воспроизводящих конкретные материальные объекты, от ваз до почтовых марок, комбинируемых с графичными орнаментами, греческий дизайнер на этот раз представила в основном черно-белые "фотографические принты" — незначительное количество цвета присутствовало лишь в нескольких моделях: фигура человека на мосту или прогуливающегося по опустевшему парку, лавочки, деревья и полная луна. Эта концептуальная коллекция в духе мастеров этого жанра — все тех же японцев или британца Чалаяна — однозначно станет одним из самых ярких явлений моды следующего сезона. Но если надо было бы выбрать только одно понятие для определения ее духа и настроения, то это была бы зрелищность. В самом высоком смысле этого слова.