По следам Design Miami Basel: политика, винтаж и новые материалы

Все разом

«Интерьер + Дизайн» подготовил большой обзор по прошедшей Design Miami Basel и разобрался, каким образом в последней нашлось место политике, редкому европейскому винтажу, Рику Оуэнсу и Захе Хадид

В этом году дизайн в Базель везли с особым чувством, ведь Design Miami Basel проходит в десятый раз. Эффектно стартовавшая в 2006 году ярмарка (детище девелопера из Майами Крэга Робинсона, первым же директором была его подруга Амбра Медда) быстро вошла в календарь лучших событий рынка, завоевала реноме площадки, куда стремятся лучшие галереи и где присматривают объекты для инвестиций серьезные коллекционеры. Почти у всех участников и организаторов базельского смотра в прошлом много волнительных историй, им есть что вспомнить, поэтому на закрытом превью для коллекционеров клиенты не только оценивали предложения галерей, но и поднимали бокалы за былые удачи.

Галерей в этом году приехало много: 46 стендов заняли весь второй этаж нового павильона в базельской мессе. Само здание, артистичное и эстетское, выстроенное по проекту Херцога и де Мерон, способствовало укреплению высокого статуса Design Miami Basel. Первое, что видят посетители, заходя на площадку фестиваля, — кураторский проект Design At Large. Эта выставка крупногабаритных объектов дизайна — домов, палаток, фургонов, — впервые проведенная в прошлом году, придумана по аналогии с Art Unlimited и, скорее всего, станет постоянным блюдом ярмарки. Нынешний Design At Large cобирал Андре Балазс, бизнесмен, продюсер, куратор, прославившийся реконструкцией культовых американских отелей.  Благодаря его стараниям семь конструкций проекта вальяжно расставлены на первом этаже здания, а архитектура малых форм причислена к «большому дизайну». Tут есть заправочная станция Total Filling Station, шедевр сборной архитектуры Жана Пруве 1969 года, представленный парижским дилером Патриком Сегеном (Patrick Seguin), есть белый дом-кокон с люками от голландцев Atelier Van Lieshout (Carpenters Workshop Gallery), есть культовый чайный дом из бумажных трубок и картона от Шигеру Бана (Nilufar Gallery). Политической остроты площадке добавила палатка из алюминиевых поддонов Maidan — детище Bureau A  идеальная конструкция для протестного проживания на улицах мятежных городов.

Стол Cocoon, диз. Н. Карбонель, Carpenters Workshop Gallery

В этом году пять галерей были объединены в проект Design Curio. Каждая галерея-участница сделала инсталляцию, посвященную определенному мастеру, технологии или исторической коллекции. Соль в том, что эти стенды свободно распределены по всей выставке и призваны стимулировать интерес посетителей: как отличить просто экспозицию галереи от кураторского этюда? Ответ прост: над стендами Design Curio нависают потолки, а при входе на полу отпечатан логотип. Большой успех имела британская компания Dzek, которая с помощью Макса Лэма показала эффектный инновационный материал «инженерный мрамор» в виде ванной комнаты, в которой все детали, кроме сантехнической арматуры, выполнены из него. К Design Curio присоединилась и московская галерея Heritage, которая пропустила прошлогоднюю ярмарку из-за неблагоприятного политического контекста. Однако Heritage, очевидно, уже вошла в пул фаворитов, которых ждут европейские коллекционеры, поэтому с успехом вернулась на празднование юбилея. Владелица галереи Кристина Краснянская привезла ансамбль «Хлеба коммунизма»: столы, стулья, кресла, конторские настольные лампы и чернильный прибор. Все это в 1937 году ленинградский скульптор Игорь Крестовский спроектировал для одноименного дома-коммуны в Смоленске. Довоенный винтаж из СССР плюс трагическая судьба белогвардейца Крестовского  разве это может оставить европейских коллекционеров равнодушными?        

Настенный ковер в резной деревянной раме, диз. Дж. Людехер, ок. 1960, Franck Laigneau

Стул, колл. Architectural Surfaces, диз. М. Лэм, Dzek

«Слишком много винтажа»,  посетовал один заинтересованный профи. Действительно, в Базеле принято поражать суперсовременными объектами коллекционного дизайна, но галереи, торгующие исторической мебелью, почувствовали вкус и выступают здесь очень уверенно. Парижанин Франк Леньо, художественная натура и эрудит, продавец стиля ар-нуво, давно погружен в швейцарские антропософские традиции, поэтому в Базель намеренно привозит мастеров, симпатизировавших идеологии антропософа Рудольфа Штайнера. На стенде Франка стоят вещи Херманна Разебергера (его шкаф выставлен за 70 тыс. евро), Генриха Экингера, Джонни Людекера и Альфа Валландера.

Светильники 50-х годов, автор Ж. Бини, Galerie Pascal Cuisinier

Конечно, Франсуа Лафанур (Galerie Downtown) привез свой фирменный набор французских модернистов: Жана Пруве, Шарлотту Перриан, Пьера Жаннере. В таком окружении и знаменитый стеллаж Рона Арада в виде металлической спирали смотрится классикой солидной выдержки. Миланская галерея Nilufar пропагандирует итальянский и латиноамериканский стили ХХ века, на ее стенде — шедевры Джо Понти, Марко Альбини и, как ни странно, гранд-дамы бразильской архитектуры Лины Бо Барди. Нью-йоркско-парижская Demisch Danant представила свой фирменный пул дизайнеров, сделав акцент на французский номадический дизайн 1970-х. Их экспозиция «Радикальный Рабат» напоминает о французских проектах в Марокко, Алжире, Тунисе. Тема «выложена» вещами Шейлы Хикс, Мишеля Бойера, Марии Пергей и Пьера Полена. Особым вниманием пользовались ковры эпохи, каждый из которых стоил свыше 100 тыс. евро.

Система, коллекция Brutalist, диз. Atelier Van Lieshout, Carpenters Workshop Gallery

Комод Banga, диз. В. Дюбур, Carpenters Workshop Gallery

Один из самых интересных и смелых проектов представила Galerie Pascal Cuisinier: парижане привезли монографическую выставку, посвященную малоизвестному французскому дизайнеру-световику Жаку Бини. Галеристы разыскивали наследие последнего в течение восьми лет. Кропотливая работа позволила представить Бини не только как дизайнера, но и как производителя светильников, придуманных его современниками. Диапазон цен на лампы и торшеры — от 10 тыс. до 40 тыс. евро. Так что галеристы по-прежнему не только продавцы, но и исследователи, хранители, охотники и реставраторы первоклассных винтажных объектов.  

Инсталляция Sundew, диз. Элейн Ян Линг Нг, Swarovski Designers of the Future, 2015
    

Многие галереи щеголяли интересными трактовками материалов. Нью-йоркский дилер Барри Фридман разложил на многометровом стенде гигантские скамейки в виде скрепок-зажимов корейского дизайнера Бун Хун Чоя. Базальт местами полирован до блеска, местами ободран, поэтому скамейки в своей брутальности выглядят невероятно модно. Парижско-лондонское предприятие галерея Sarah Myerscough привезла на Design Miami Basel интересные объекты из светлого дерева, которые стали бесспорными хитами. Ваза Wish List (25 тыс. фунтов стерлингов) из американского белого дуба — совместный проект архитектора Захи Хадид и дизайнера Гарета Нила. Идея полна остроумия и изобретательности: в дереве сделана имитация керамического сосуда, растянутого, как компьютерная модель. (Комод Гарета Нила на том же стенде предлагается за 26 тыс. фунтов стерлингов.) Второй опус еще смелее. Комод Dodai (продается за 17500 фунтов стерлингов) с вместительным ящиком для хранения выполнен из массива японского кипариса, а крышка сплетена из тростника игуса, из которого традиционно плетут татами. Автор Питер Маригольд вспомнил дальневосточные промыслы и сделал очень эффектный предмет.

Стол Train Crash, диз. Studio Job, Carpenters Workshop Gallery

Стол Train Crash, диз. Studio Job, Carpenters Workshop Gallery

Еще одно материальное увлечение коллекционного дизайна — прозрачные полимеры, натуральные и искусственные. Кельнская галеристка Габриеле Амманн каждый год привозит что-то новое из коллекции Stone Fossil группы Nucleo (в этом году — синие столики Lapislazuli). Кроме того, прозрачным полимерам отдала должное  брюссельская галерея Victor Hunt Designart Dealer, которая концептуально продает только дизайн, придуманный художниками. На стенде у Виктора Хюнта красовались завораживающие мистические прямоугольники работы Тома Прайса, отлитые из полимера и натуральной смолы.  

Русские коллекционеры оценили приятный сюрприз. Галерея Armel Soyer решила показать шесть современных дизайнеров-экспериментаторов — так на стенде среди модных французских предметов оказались деревянные объекты, сделанные по старинным технологиям русского Севера в мастерской Дениса Милованова.

Люстра Flylight, диз. Studio Drift, Carpenters Workshop Gallery

Комод Dodai, диз. П. Маригольд, галерея Sarah Myerscough

Как обычно, драйвером продажи суперсовременного дизайна выступила парижско-лондонская Carpenters Workshop Gallery. Владельцам галереи Жюльену Ломбраю и Лоику Ле Гайару все последние годы удается идти на шаг впереди конкурентов и поддерживать высокий градус своей деятельности. Целая коллекция Лисхаута Brutalist, новый стол-гибрид Начо Карбонеля, стул Rick Alchemy Сhair от Рика Оуэнса из бронзы с сиденьем, обитым шкурой верблюда. В новой консоли Роберта Стадлера по последней моде дорогой мрамор соединен с демократичным алюминием. А в мраморно-алюминиевом столе Cut-Paste #8 состыкованы целых три сорта дорогого камня. Абсолютными хитами экспозиции CWG стали фантастический стол Train Crash от Studio Job и гигантская люстра-мираж от Studio Drift.

В общем, дни работы ярмарки показали, что в тонусе все: и покупатели, и продавцы.  Поэтому даже скептикам придется признать: празднуя десятую сессию, Design Miami Basel уверенно смотрит в будущее.   

Ваза Wish List, диз. З. Хадид и Г. Нил, галерея Sarah Myerscough