«Умиротворенный Врубель»: что смотреть на выставке «Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма
21 октября в Музее русского импрессионизма открывается экспозиция Александра Савинова — мастера панно с призрачными силуэтами-миражами, участника выставок объединения «Мир искусства», которого называли «умиротворенным Врубелем». Рассказываем, что нужно знать о жизни художника и на какие его работы стоит обратить внимание.
КРАТКАЯ СПРАВКА
Александр Савинов
автопортрет, 1902, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева
Савинов родился в купеческой семье города Саратова в 1881 году. Рисованием он заинтересовался еще в юности и в 16 лет поступил в Боголюбовское рисовальное училище при Радищевском музее. По окончании отправился в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Он учился у Дмитрия Кардовского в мастерской Ильи Репина. В 1906-м Савинову удалось побывать в Париже и познакомиться с работами Ван Гога, Ренуара, Дега, Сезанна, живописные приемы которых отразились в его творчестве.
Значимой для мастера стала еще одна поездка — в Италию. Савинов был одним из лучших выпускников академии, поэтому получил грант, или «пенсион», на это путешествие. Во время путешествия по итальянским городам он познакомился с наследием античных мастеров, написал полотна «Мальчик-итальянец» и «Белые голуби», а также работал над монументальной картиной-панно «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице».
После возвращения из Европы Савинов начал преподавать: сначала в Петербурге, а затем в родном Саратове. Здесь он впервые задумается о феномене Саратовской школы живописи, которой посвящен спецпроект на 3-м этаже Музея русского импрессионизма.
В 1922-м художник вернулся в Петроград и занял должность профессора в бывшей Академии художеств. Великая Отечественная война застала Савинова в Ленинграде. Художник участвовал в подготовке экспонатов Эрмитажа к эвакуации в Екатеринбург, но о своих картинах позаботиться не успел: часть их была утрачена после его смерти, в 1942 году в том же в блокадном Ленинграде.
САМЫЕ ЯРКИЕ РАБОТЫ ВЫСТАВКИ
«Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице»
Замысел этого масштабного панно возник у Савинова во время пребывания на острове Капри. Над полотном он работал более двух лет. В 1909 году создал серию карандашных набросков обнаженной натуры и несколько самостоятельных пейзажей с изображением апельсиновых и лимонных деревьев. Весной 1910-го детально прорабатал фигуры девушек в окружении ажурной листвы деревьев и спелых плодов. В сложной композиции, многослойной живописи и большом количестве деталей считываются античные росписи и средневековые гобелены.
Портрет Надежды Неслуховской
Надежда Неслуховская была племянницей Савинова. Ее портрет художник нарисовал в 1923 году в Петрограде: Надежда позировала в коммунальной квартире, где долгое время родственники жили вместе. Одна из комнат петроградской квартиры на Зверинской улице специально была отведена под мастерскую. Созданный образ Надежды по манере исполнения отсылает к произведениям крупнейших мастеров эпохи Ренессанса — Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, художественными приемами которых Савинов восхищался и которые изучал. В дальнейшем портрет показали на передвижной Выставке русского искусства в США и Канаде в 1924–1926 годах. Портрет Надежды Неслуховской отреставрировали специально к выставке — его покажут широкой публике впервые за несколько десятков лет.
Портрет скульптора Василия Симонова
Со скульптором Василием Симоновым Савинов познакомился еще во время обучения в Академии художеств. Друзья неоднократно встречались во время пенсионерских поездок, поддерживали теплые отношения. В портрете 1924 года Савинов создает романтизированный образ приятеля: глубокий красный фон подчеркивает драматизм и даже некоторую театральность постановки и облика, а белая блуза, небрежно повязанный черный галстук, накинутый на плечи плащ рисуют скорее фигуру декадентствующего поэта, чем известного скульптора. Художник Владимир Малагис говорил об этой работе так: «Симонов — очень интересная натура, его трудно было писать, потому что тот с каждым сеансом менялся. И вот однажды он сломал руку, ходил на перевязки, и Александр Иванович именно в этот момент написал с него портрет. Как видите, не было бы счастья, да несчастье помогло. Портрет очень здорово написан».
Выставка «Александр Савинов. Миражи» будет работать до 22 января 2023 года. Подробности здесь.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7