Русская сказка. Greatest hits: авторы самой инстаграмной выставки года признаются в любви картинам и сказочным персонажам
В феврале в Третьяковской галерее открылась выставка-лабиринт, посвященная русской сказке. Здесь картины Васнецова и Репина соседствуют с работами Павла Пепперштейна, в которых отечественный фольклор прошел сквозь психоделическую переработку, графика Билибина и декорации к советским фильмам Александра Роу выставлены рядом с огромным кукольным мишкой. Смешное тут проглядывает сквозь страшное, устное народное прошлое пробивается к современности, а чудесное наслаивается на реальность, как инстаграмовский фильтр. Собственно, такие фильтры к выставке были выпущены студией Avocado Toast, которая также с помощью компьютерной графики оживила несколько картин Васнецова и Репина, добавив динамики и без того крайне фотогеничной экспозиции.
Выставка успела поработать всего месяц, когда жуть в мире достигла сказочного апогея — все закрылось на карантин, — и простояла так почти все лето. Когда в музеи снова стало возможно ходить, «Русскую сказку» продлили до 20 сентября, а BURO. воспользовалось этой возможностью, чтобы сфотографировать авторов проекта возле их любимых произведений и спросить, почему они выбрали именно их.
Автор идеи и куратор —
около «Царевны-лягушки» (1918)
Виктора Васнецова
Татьяна Гетман
«Сложно выделить одну любимую работу — я питаю теплые чувства ко всем экспонатам. Но „Царевна-лягушка“ всегда была одной из моих самых любимых сказок в детстве, меня завораживала главная героиня и ее танец на картине Васнецова. Впервые я увидела ее на репродукциях в книгах со сказками, которые читали мне родители вслух, и с тех пор Царевна-лягушка в моем воображении предстает именно в таком образе. Во мне откликается и ее пластика, и богатство наряда, и много перспектив, в которые мы погружаемся, наблюдая за развитием событий, да и сама красота этого момента в сказке. Во время танца Василиса машет рукавами, и появляется озеро с белыми лебедями.
Картина находится в одном из моих самых любимых московских мест — в Доме-музее Васнецова, который входит в комплекс Третьяковской галереи. Там живет дух художника, ощущение сказки, атмосфера Абрамцево — каким я его себе представляла. Эта работа редко покидает васнецовский дом, но для нашей выставки коллеги, к счастью, ее выдали. На нашей выставке она стала центральным произведением раздела „Подводное царство“ и одной из главных точек для фотографирования прекрасных девушек в позе царевны».
Искусствовед Третьяковской галереи, сокуратор — около «Голубя мира» (2016)
Павла Пепперштейна
Иван Антонов
«Для меня эта работа — настоящее отражение духа времени, к которому очень хочется стремиться. Легендарный Голубь мира, которого придумал Пабло Пикассо для Всемирного конгресса сторонников мира в 1949-м, встречает нашего русского колобка, укатившего от бабушки и дедушки в неизвестном направлении. И эта роковая встреча послужила началом настоящих приключений. Идея дружбы между нациями, странами, конфессиями и разными группами людей мне близка, поэтому меня так сильно задел этот сюжет. Впервые эту работу я увидел в студии Пепперштейна, когда он буквально выкатил работу как колобка — она сама овальной формы, — и я тут же осознал, что без нее нам на „Русской сказке“ не обойтись. В итоге мы поместили ее в одну из точек, которые называем „камнем“, — место, где нужно сделать выбор, куда двигаться дальше. Она настраивает посетителя на миролюбивый лад, говорит, что любое испытание легче проходить вместе с приятелем. Глядя на нее, я задумываюсь о том, что сегодня в нашем хрупком и крайне неустойчивом мире как никогда важно поддерживать мир, и для этого вовсе необязательно идти на трибуны и вступать в политические коалиции».
Научный консультант, сокуратор —
около «Русской красавицы» (1968)
Ильи Глазунова
Никита Петров
«„Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу...“ На выставке „Русская сказка“ лесное царство, где находится эта картина, — не сумрачный мир Данте, а пространство выбора дальнейшего пути. „Русская красавица“ — произведение-бриколаж, картина-игра, в которой сочетаются деревенский резной наличник XIX века, игральные карты, здесь использующиеся для гаданий на суженого, и изображение девушки в северном головном уборе. Картина Глазунова передает один из кураторских посылов выставки: игровой поиск смыслов в ответе на вопрос „что такое русская сказка в эпоху современных медиа?“. Она подсказывает, как понять смыслы сказки, традиционной живописи, реалистического и концептуального кинематографа, современного искусства глазами зрителей с непохожими мировоззрениями и вкусами. Она подчеркивает разные образы красавиц в сказках: они могут быть коварными, верными, добрыми и злыми. Красавица Глазунова в начале пути. Кем она станет? Как поведет себя после того, как найдет суженого? Есть начало, а финал непредсказуем. Уверен, что такая трактовка в пространстве выставки подскажет зрителю, что нет чистого добра и зла, красоты и уродства — есть только собственный выбор в моральных суждениях. Именно об этом и говорит русская сказка. Не прямо, а намекает».
Сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи, сокуратор — около работы «Знаешь ли ты русское искусство? Три богатыря» (2013) Дмитрия Гутова
Игорь Волков
«Эта вещь наглядно показывает диалог современного искусства и классической традиции в духе постмодернизма — важную тему, которую мы хотели подчеркнуть в экспозиции. Художник будто неумело пересказывает знаковую работу Васнецова «Три богатыря»: вблизи она кажется бесформенной мазней, а с расстояния можно без труда узнать знакомую картину, которая стала прямо-таки иконическим полотном, воспроизводилась в учебниках, на фантиках конфет и папиросных коробках. Сам Дмитрий Гутов вспоминает, что именно такая коробка стала вдохновением для ярко-желтой цветовой гаммы его живописной интерпретации богатырей.
Будучи искушенным в истории искусства, Гутов наслаивает отсылки к явлениям из разных периодов и стран. В данном случае к Васнецову и советской сигаретной упаковке прибавляется еще и эскизная работа кистью, напоминающая восточную живопись тушью. Подобно дзен-буддистским монахам он вводит себя в трансовое состояние и наносит непринужденные, но мастерски точные мазки. Такое сложносочиненное многослойное произведение требует и от зрителя особого медитативного режима».
Архитектор и сокуратор — около «Ивана-царевича на Сером Волке» (1889) Виктора Васнецова
Алексей Трегубов
«Эта работа является „замковым камнем“ не только своего зала, но и, пожалуй, всей экспозиции. В ней соединяются все ее основные элементы: путешествие, пространство, тактильное соприкосновение со сказочным существом-проводником. Гений Васнецова — в его невероятной способности создавать образ, который полностью отвечает представлению о русской сказке. Как это ему удавалось, мне непонятно. Сочетание цвета, фактуры, решение пространства, точно найденные образы, невероятные детали... Когда вживую видишь картину, понимаешь ее реальный размер, масштаб мазка, когда понимаешь, что это холст, краска, простая кисть, простые физические материалы, которые подчиняясь воли художника выражают образ „сказки“, — все это это производит грандиозное впечатление».
Сооснователь студии Avocado Toast, куратор мультимедиа-искусства — около «Садко» (1876) Ильи Репина и анимации Андрея Флэта
Виктор Ландер
«Эта работа, как ее оживление, суть того, чем мы занимаемся в Avocado Toast: соединение историй с технологиями. Историй минимум две: во-первых, о самом Репине, который писал картину в Париже после долгого ресерча во Франции, Германии и Британии особенностей подводной среды и ее обитателей. Отсюда поразительный янтарный цвет солнца, пробивающегося сквозь толщу воды. Именно поэтому я пригласил оживлять „Садко“ Андрея Флэта — медиахудожника, исследующего компьютерную симуляцию жидкостей, газов и сыпучих сред. Здесь история Репина плавно перетекает в историю Садко: художнику не нравилось в Париже, он скучал по России, и поэтому выбрал для картины сюжет встречи Садко с подводным царем. По преданию, владыка пучин познакомил Садко с экзотическими невестами, а выбрал гусляр самую последнюю — русскую Чернавку. Именно этот момент, когда Садко видит свою избранницу, изображен на полотне. Оживив его, Флэт добавил в том числе легкую стайку рыб. Декоративная на первый взгляд, она своим перемещением подчеркивает направление взгляда Садко».
Автор интерактивных объектов
выставки, сценограф — около
своего же «Михал Михалыча»
Маша Трегубова
«Я вообще очень люблю медведей — почти в каждом своем спектакле делаю какого-нибудь медведя. У меня были совсем маленькие, была парочка довольно больших, была серия ярко-желтых, были старинные, надувные... В общем я смело могу сказать, что специализируюсь на этих животных. И, конечно, получив приглашение от Третьяковки сделать несколько сказочных объектов, первым делом придумала сами понимаете кого».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7